Самую знаменитую уральскую песню слушает треть мира!
За последние три года композитор Евгений Родыгин получил авторские отчисления за песню «Уральская рябинушка» из 22 стран.
Только одна песня свердловских авторов стала мировым шлягером. И это не «Гудбай, Америка»» Вячеслава Бутусова и Дмитрия Умецкого, не «Вези меня, извозчик» Александра Новикова и даже не «Аргентина – Ямайка» Владимира Шахрина... Это «Уральская рябинушка», сочинённая музыкальным руководителем Уральского народного хора на стихи редактора областной молодёжной газеты.
«Уральская рябинушка», которую сегодня многие считают народной песней, на самом деле появилась только в середине ХХ века, и случилось это благодаря... Коммунистической партии Советского Союза.
В начале 1953 года Уральский народный хор (УНХ) готовился к своему первому юбилею – коллективу исполнялось 10 лет. Отметить эту дату планировалось большим отчётным концертом в Москве, и на нём по канонам тогдашнего времени требовалось исполнить (помимо своего основного репертуара) какую-то новую песню о «руководящей и направляющей силе советского общества», то бишь – о коммунистической партии.
Написать музыку должен был 28-летний выпускник Свердловской консерватории Евгений Родыгин, который на тот момент заведовал музыкальной частью хора, а за стихами обратились к известной в Свердловске поэтессе Елене Хоринской. Песню соавторы сочинили (она получила название «Слава партии» и даже была записана на пластинку), но помимо этого – так сказать «между делом» – положили начало поистине великому произведению.
Родилась в 1909 году в селе Бичуре (Бурятия) в семье выходцев c Украины.
Школу окончила в Верхнеудинске, после чего десять лет работала сельским учителем, в том числе семь лет – в Хоринском районе Бурят-Монгольской АССР (по названию этого района и выбрала себе псевдоним).
Первые стихи опубликовала в 1930 году в газете «Бурят-Монгольская правда» под псевдонимом Колхозница Маша.
В 1931 году в Иркутске вышла её первая книга «За центнеры!».
В 1935 году переехала в Свердловск.
Работала литературным консультантом областного Дома художественного воспитания детей, редактором Средне-Уральского книжного издательства.
В 1940 году заочно окончила Литературный институт имени А.М. Горького.
Написала более 40 книг, либретто для оперы и трёх оперетт. Многие её стихи адресованы детям, из-за чего её даже называли «уральской Барто».
Умерла в Екатеринбурге в возрасте 101 года.
«Украл» у Клары стихи
Родился в 1919 году в городе Сумы (Украина) в семье рабочего-столяра.
Родился 16 февраля 1925 года в Чусовом (Пермская область).
Августа Устюжанина, солистка Уральского хора. Фото из архив Уральского народного хора
Первым «Рябинушку» исполнил Уральский народный хор. Запевалой была Анна Петрова (альт). Она в одиночку пела две первые строчки каждого куплета, а две следующих – вместе с Августой Устюжаниной (сопрано). На припеве к ним подключался весь хор. Сегодня обеих солисток уже нет в живых...
После Уральского хора «Рябинушку» перепело огромное количество исполнителей, причём не только наших, но и зарубежных. Среди последних были и звёзды мировой величины.
В 1966 году песню Евгения Родыгина записали на свою первую пластинку Марина Влади и три её сестры – Одиль Версуа, Ольга Варен и Элен Валье. Они спели по-русски, но число куплетов сократили с пяти до трёх (на снимке слева – обратная сторона обложки).
Советско-французский певец Жан Татлян, даже уехав из СССР, продолжал петь «Рябинушку». Исполнял он её по-русски, но с другим текстом (петь мужчине от женского лица тогда ещё считалось в Европе недопустимым):
За рекой широкою смолкли голоса.
Ёлками дубчатыми хмурятся леса...
За деревней сонною, за пустой избой
Под рябиною тонкою встретимся с тобой
А вот солист Зальцбургской оперы Борис Рубашкин, который – как нетрудно догадаться по имени-фамилии – имеет русские корни, спел «Рябинушку» на немецком.
«Коренные» иностранцы – китаянка Чжан Хуамин, сербка Мерима Ньегомир, полька Слава Пшибыльска и многие другие – исполняли песню на своих родных языках.
Оккупация всех утюгов
Когда и где «Уральская рябинушка» прозвучала в первый раз? Ответ на этот (казалось бы – элементарный!) вопрос найти оказалось не так-то просто. Одни источники утверждают, что это произошло 1 апреля 1954 года в Большом Кремлёвском дворце (причём, в качестве исполнителей называется не УНХ, а самодеятельный хор Нижнесалдинского района). Другие пишут, что премьера состоялась в Москве, но позже - в августе - и в другом месте - на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
– На самом деле обе даты неверны, – заявил «ОГ» многолетний солист Уральского народного хора Иван Пермяков. - Впервые мы спели «Рябинушку» в Москве на отчётном концерте, посвящённом 10-летию хора. Было это в ноябре 1953 года.
Песня произвела настоящий фурор. Её тут же записали на радио и моментально выпустили на пластинках каким-то фантастическим тиражом (точных цифр найти не удалось, но известно, что тираж печатали ВСЕ заводы грамзаписи Советского Союза – московский, апрелевский, ленинградский, рижский, ташкентский, тбилисский). Через несколько недель «Уральская рябинушка» звучала, как говорили тогда, из каждого утюга. Легенда родилась.
Вместо послесловия. В 2010 году китайский режиссёр Чжан Имоу выпустил фильм «Под ветвями боярышника», который собрал несколько международных наград и даже номинировался на звание «Лучший фильм Азии». На седьмой минуте картины звучит «Уральская рябинушка», но – с китайским колоритом:
Вечер тихой песнею над рекой плывет,
Дальними зарницами светится завод,
Где-то поезд катится точками огня,
Где-то под боярышником счастье ждёт меня.
Ой, боярышник милый, Белые цветы,
Ой, боярышник милый,
Что так грустен ты?
Когда произведение искусства спустя 60 с лишним лет после его создания начинают переделывать/адаптировать/модернизировать, – это верный признак того, что оно стало классикой.
«Рябина» против «Рябинушки»
Газета «Уральский рабочий», 19 апреля 1953 года.
Провожала девушка парня далеко.
Провожать ей милого было нелегко...
Парня в степь далёкую посылал Урал,
Веткою рябинушки ветер вслед махал.
Припев:
Рябина-рябинушка
На горе крутой,
Шумит, шумит рябинушка
Зелёною листвой...
Трудится без устали над донской водой
Крепкий экскаваторщик, парень молодой.
Глянет на машину он, вспомнит Уралмаш,
Всех друзей-товарищей, край родимый наш.
Припев.
Паренёк любуется на Донской канал,
Вот плывёт он по морю на родной Урал.
Ждёт его там милая, ждёт его завод...
Парень вместе с девушкой песню вновь поёт.
Припев.
Вечер тихой песнею над рекой плывёт,
Дальними зарницами светится завод,
Где-то поезд катится точками огня,
Где-то под рябинушкой парни ждут меня.
Припев:
Ой, рябина кудрявая,
Белые цветы,
Ой, рябина, рябинушка,
Что взгрустнула ты...
Лишь гудки певучие смолкнут над рекой,
Я иду к рябинушке тропкою крутой.
Треплет под кудрявою ветер без конца
Справа кудри токаря, слева – кузнеца.
Днём в цеху короткие встречи горячи,
А сойдёмся вечером – сядем и молчим...
Смотрят звёзды летние молча на парней
И не скажут ясные, кто из них милей.
Укрывает инеем землю добела,
Песней журавлиною осень проплыла.
Но тропинкой узкою там же, между гор,
Мы втроём к рябинушке ходим до сих пор.
Кто из них желаннее, руку сжать кому?
Сердцем растревоженным так и не пойму...
Хоть ни в чём не схожие – оба хороши.
Милая рябинушка, сердцу подскажи!
Ой, рябина кудрявая,
Оба хороши,
Ой, рябина, рябинушка,
Сердцу подскажи.
Самопиар 80 уровня
Помимо «Уральской рябинушки» у Евгения Родыгина есть ещё несколько шлягеров. Один из них – «Свердловский вальс» («Если вы не бывали в Свердловске»). И там в третьем куплете содержится целая мини-ода самому известному хиту композитора:
Побывайте у нас, и отныне
Память ваша навек сохранит
Тот напев о кудрявой рябине,
Что под небом уральским звенит.
ВАЖНО. Стихи «Свердловского вальса» написал, естественно, не Евгений Родыгин. И даже не Михаил Пилипенко. А – Григорий Варшавский.
Красное или белое?
На обложках пластинок с записью песни Родыгина-Пилипенко часто изображают красные гроздья рябины. Между тем это противоречит тексту припева, который гласит: «Ой, рябина кудрявая, БЕЛЫЕ цветы». То есть события, описываемые в песне, происходят в момент цветения рябины – в мае – начале июня. А ягоды на дереве созревают только осенью...
Пять минус два
В каноническом тексте «Рябинушки» – 5 куплетов. В таком виде её и пел Уральский народный хор в 50-е годы. Хронометраж записи этой классической версии – 4 минуты 59 секунд.
Однако пять куплетов для песни тех времён было слишком много – композиция просто не влезала на одну сторону тогдашних пластинок. Приходилось записывать песню на обе стороны, но при таком решении прослушать её без пауз было невозможно: после трёх куплетов диск приходилось переворачивать.
К тому же – и это подметил ещё первый рецензент «Уральской рябинушки» – песня в изначальном варианте была «несколько вялой по развитию сюжета».
По этим двум причинам Уральский хор вскоре сократил «Рябинушку» до трёх куплетов. Именно эта версия и стала канонической. «Лишними» оказались третий и четвёртый куплеты. В таком варианте хронометраж песни колеблется от 3 минут 20 секунд до 3 минут 50 секунд.